Алфёрова, Л. Д. Ораторское искусство: пособие для самостоятельной работы / Л. Д. Алфёрова; Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт -Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2009. – 114 с. – Библиогр.: с. 87-88. – 500 экз.: 165. 00 руб.
Данное пособие адресовано слушателям курсов «Школа ораторского искусства». С 1998/1999 учебного года эти курсы действуют в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства в рамках дополнительного платного образования. Пособие состоит из шести разделов, включающих конспективное изложение основных тем программы, и Приложения, содержащего текст книги Артура Шопенгауэра «Эристика или искусство побеждать в споре». Материалы, изложенные в пособии, могут быть полезны широкому кругу лиц, интересующихся ораторским искусством.
Белецкая, В. К. Путешествующий голос. Развитие речевого и вокального диапазона: учебное пособие с видеоприложением упражнений / В. К. Белецкая. – Санкт-Петербург: Изд-во «Композитор: Санкт-Петербург», 2011. – 83 с.: ил. –
Библиогр.: с. 83. – ISBN 978-5-7379-0482-1: 400.00 руб.
Методы и приемы работы, описываемые в этой книге, прошли апробацию в СПбГАТИ, в Школе искусства театра «Русские ночи», а также на семинарах, стажировках, мастер-классах в университетах Оксфорда, Кембриджа, Сорбонны, с актерами, режиссерами, вокалистами Великобритании, Германии, Италии, Польши, России, Финляндии, Франции, Эстонии.
В приложениях дается описание методов исправления речевых недостатков и некоторые нормы орфоэпии.
Книга адресована актерам, режиссерам, вокалистам, дикторам – всем, кто связан с речевой деятельностью.
К изданию прилагается DVD с записью упражнений, вошедших в книгу.
Богданов, И. А. Драматургия эстрадного представления: рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Актёрское искусство», «Режиссура театра», «Театроведение» по направлению подготовки «Театральное искусство» / И. А. Богданов, И. А. Виноградский; Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт - Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2009. – 419 с. – (в пер.): 385.00 руб.
Введение в театроведение: рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Театроведение» и по направлению подготовки «Театральное искусство» / С. –Петерб. гос. акад. театр. искусства; [ сост. и отв. ред.: Ю. М. Барбой]. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2011. – 366 с. – Библиогр.: с. 363-366 и в подстроч. примеч. – 1000 экз. –
ISBN 978-5-88689-068-6 (в пер.): 385.00 руб.
Впервые в истории отечественного искусствознания предпринята попытка связать современные представления о том, как изучался и изучается театр, с результатами этих изучений – основными театральными понятиями. Они даны в том виде и с тою мерой строгости, какие выработаны к началу 21 века молодым научным театроведением. На многие вопросы у нас еще нет академически взвешенных ответов, и авторы считали себя вправе и были обязаны в необходимых случаях предлагать собственные решения. Театральной молодежи предлагается, таким образом, не свод готовых знаний, а творческое участие в процессе их создания.
В профессиональной школе кукольника: вып. 4 / Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства; сост. профессор Н. П. Наумов. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2009. – 278 с.: ил. – Библиогр. в подстроч. примеч. –
500 экз. – ISBN 978-5-88689-073-0: 264.00 руб.
Сборник, методологически продолжая предыдущие, подтверждает основной принцип Петербургской школы – обучение кукольников как система, соединяющая профилирующие дисциплины в единый комплекс, работающий на конечную цель – освоение студентами технологии избранной профессии. Материала сборника касаются всех специализаций: актёр, режиссер, художник. Авторы освещают конкретные методические вопросы, делясь своим опытом в понимании специфических особенностей учебного процесса. Новый раздел «У наших коллег» отражает не только единство авторов с позициями петербургской школы и их преломление в своей школе, но и отличие, что способствует диалектическому развитию методики учебного процесса. Сборик станет полезным методическим пособием как для театральных учебных заведениий, профессиональных театров кукол – где серьезно занимаются повышением квалификации своего творческого состава, так и для любительского театра кукол. Рекомендовано к печати Советом факультета театра кукол СПбГАТИ.
История зарубежной литературы: Античность. Средневековье. Возрождение. 17 век: рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Актёрское искусство», «Режиссура театра», «Театроведение». «Сценография», «Технология художественного оформления театра» по направлению подготовки «Театральное искусство» / под ред. профес. Л. И. Гительмана; С. –Петерб. гос. акад. театр. искусства. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства,
2011. - 620 с. – 1000 экз. – ISBN 978-5-88689-072-3 ( в пер.): 440.00 руб.
Учебник «История зарубежной литературы», подготовленный кафедрой зарубежного искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства под редакцией доктора искусствоведения, профессора Л. И. Гительмана (1927-2008), адресован студентам театральных институтов и факультетов, а также – творческих вузов и университетских факультетов искусств. История литературы рассматривается в контексте других видов искусства. Особое внимание уделяется драматургии. Авторами учебника являются известные театроведы и литературоведы Петербурга и Москвы, выпустившие в 2005 году учебник «История зарубежного театра». Предлагаемое издание охватывает период от Античности до конца 17 века.
Костюк, Е. Б. Популярные музыкальные направления и жанры 20 века: джаз, мюзикл, рок-музыка, рок-опера: допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Художественное образование» / Е. Б. Костюк. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП, 2008. – 192 с. - Библиогр.: с. 186- 190 и в подстроч. примеч. – 1000 экз. – ISBN 978-5-7621-0450-00
Впервые в отечественной учебно-методической практике в данном учебном пособии проводится систематизированный и хронологически выверенный анализ популярных музыкальных направлений и жанров 20 века – джаза, мюзикла, рок-музыки, рок-оперы.
Автором обобщен обширный научный материал по крупнейшим музыкальным направ-
лениям и жанрам 20 века, определившим облик музыкального искусства этого столетия. Они рассматриваются через призму духовно-эстетического, социально-культурного и научно-технического развития общества. В книге анализируются средства выразительности, эволюция стилей, взаимосвязанность означенных явлений.
В приложении содержатся тесты для самостоятельной работы, темы для рефератов и контрольные вопросы.
Предназначено для студентов гуманитарных вузов, преподователей музыки, и искусствоведов, музыковедов, культурологов, а также для широкого круга читателей.
Клитин, С. С. История искусства эстрады: рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Актёрское искусство», «Режиссура театра», «Театроведение» по направлению подготовки «Театральное искусство» / С. С. Клитин; Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. – Санкт-Петербург:
Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2008. – 446, [24] л. портр. с. - ISBN 978-5-88689-036-5 (в пер.): 385.00 руб.
Зародившись в отдаленные времена, деятельность умельцев-развлекателей, проходившая в открытом пространстве или на открытых подмостках, имела достаточно простой (а порой и примитивный) характер. Но постепенно их творчество становилось более содержательным и многообразным, сближаясь с так называемым изящным искусством. Содержание учебника охватывает двухвековый (19 и 20 столетия) период становления в Европе профессионального искусства малых форм. Исторический процесс рассматривается как бы единым потоком, вне этнических и территориальных границ, в соединении с бытовавшими формами досуга на праздниках, во время застолий, в театральных и клубных заведениях. Учебник написан в форме бесед автора со студентами. К беседам прилагаются: словарик редко встречающихся имен, названий, терминов, выражений; рекомендованная библиография и фильмография, синхронистическая таблица истории искусства эстрады, оперетты, мюзикла.
Кох, И. Э. Сценическое фехтование: рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Актерское искусство» / И. Э. Кох; Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП, 2008. – 435 с.: ил. – Библиогр.: 432-433. - 1000 экз. – ISBN 978-5-7621-0384-8 ( в пер.)
Учебный курс «Сценическое фехтование» занимает особое место среди дисциплин, призванных совершенствовать двигательную культуру студентов театральных учебных заведений. Основоположником и создателеи этого предмета по праву считается И. Э. Кох – выдающийся театральный педагог. В 1948 году для театральных вузов страны он написал учебное пособие «Сценическое фехтование», до недавнего времени это было единственное пособие по предмету. Отличие этого труда от теоретического исследования И. Э. Коха 1948 года состоит в том, что почти все разделы переведены в практические упражнения, абсолютно доступные и явсные в изложении. Кроме того, в новое издание включены главы, в которых приведены исследования И. Э. Коха, касающиеся творчества В. Шекспира. Несомненный интерес у читателя вызовет его режиссерская разработка пьесы «Гамлет». Издание адресовано преподователям и студентам высших и средних театральных учебных заведений, гуманитарных вузов, а также искусствоведам, режиссерам, театральным художникам и историкам.
Пластика рук – основа актерского искусства кукольника: коллективная монография / Санкт-Петербургская академия театрального искусства; сост. профессор Н. П. Наумов. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт- Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2012. - 287 с.: ил. – Библиогр. в подстроч. примеч. - 1000 экз. – ISBN 978-5-88689-074-7: 220.00 руб.
Сборник посвящен одному из выразительных средств художественного языка театра кукол – пластике рук, развитие которого является основой актерского мастерства кукольника. Материалы сборника отражают методологическое единство взглядов педагогов ленинградской - петербургской школы с момента ее основания и до наших дней на начальный этап профессионального обучения актера-кукольника и демонстрируют отличие методического подхода каждого мастера. Таким образом, утверждается основной принцип ленинградской - петербургской школы кукольников – обучение актеров есть художественно-творческий процесс, который не может и не должен подвергаться унификации. Представленные методические разработки педагогов других практических кафедр СПбГАТИ дополняют картину комплексного подхода к обучению актеров-кукольников. Сборник станет полезным методическим пособием для всех, кто занимается профессиональным обучением кукольников, как в учебных заведениях, так и в театрах.
Смирнова, М. В. Что нужно знать о стихах: учебное пособие / М. В. Смирнова; Санкт–Петербургская государственная академия театрального искусства. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт- Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2011. – 115 с. – Библиогр.: с. 113-114. – 200 экз.: 165.00 руб.
Данное пособие предназначается для абитуриентов, собирающихся поступать в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства и в другие театральные учебные заведения. Может быть, полезно и студентам первых-вторых актерских курсов, и начинающим преподавателям предметов «Сценическая речь» или «Художественное слово». Рекомендовано также широкому кругу лиц, интересующихся вопросами стихосложения и освоения стихотворной речи.
Советов, В. М. Театральные куклы: технология изготовления: рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Сценография», «Технология художественного оформления спектакля», «Актерское искусство», «Режиссура и по направлению подготовки «Театральное искусство» / В. М. Советов; С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства. – [ 3-е изд.]. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2009. – 191, [8] л. цв. ил. с. – ( в пер.): 220.00 руб.
Книга Вениамина Михайловича Советова (1936-2006), выдающегося театрального педагога, является, по сути, первым полноценным учебником по технологии изготовления театральной куклы – одной из главных дисциплин в профессиональном образовании кукольников. Автор дает подробное и доступное описание основных систем театральных кукол (конструктивные особенности, способы механизации), приводя необходимые сведения, касающиеся истории возникновения и формирования каждой системы. На цветной вкладке фотографии из архива факультета театра кукол, на которых представлены студенческие работы, выполненные под руководством В. М. Советова. Книга предназначена для педагогов и студентов, театральных и художественных учебных заведений, а также для практиков профессионального и любительского театра кукол.
Сценическая речь: прошлое и настоящее: избранные труды кафедры сценической речи Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства / Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства; [редкол.: Ю. А. Васильев (ред. – сост.) и др.]. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт -Петербургской гос. акад. театральное искусства, 2009. – 430, [4] л. портр. с.: порт; 23 см. – Библиогр.: с. 400-429. – ISBN 978-5-88689-056-3 ( в пер.): 352.00 руб.
Коллективная монография «Сценическая речь: прошлое и настоящее» представляет собой антологию наиболее значительных научно-методических трудов преподователей кафедры сценической речи ЛГТИ-ЛГИТМиК-СПбГАТИ, опубликованных за последние пятьдесят лет. В книге отражен весь спектр проблематики предмета «Сценическая речь» в его глубинной взаимосвязи с другими профилирующими дисциплинами театральной школы.
Таршис, Н. А. Музыка драматического спектакля: рекомендовано УМО по образованию в области театрального искусства в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Режиссура театра», «Театроведение» и по направлению подготовки «Театральное искусство» / Н. А. Таршис; Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. – Санкт-Петербург:
Изд-во Санкт - Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2010. – 163 с. – Библиогр. в подстроч. примеч. – 1000 экз. - ISBN 978-5-88689-058-7 (в пер.): 242.00 руб.
В книгу вошла монография «Музыка спектакля», впервые изданная в 1978 году, и статьи, посвященные разным аспектам взаимодействия драматического театра и музыки, древние связи музыки и драмы показаны в их генезисе и в преломлениях новейшего времени, что должно убедить читателя в фундаментальности понятия «музыка драматического спектакля» и одновременно в актуальности предложенного подхода к явлениям современной сцены.
Материал подготовила заведующая библиотекой Пигуляк Л.В..