29 ноября состоялся премьерный показ спектакля «Душа» по мотивам дилогии В.Савина «В раю» и «Неприкаянная душа». Это первая кукольная постановка, предназначенная для взрослой аудитории. Она подготовлена студентами 3 курса специализации «Театральное творчество» под руководством режиссёра Юлии Васильевны Экрот.
Написанные в 1922 и 1927 году пьесы стали одними из самых известных в наследии В. Савина, но никем ещё не предпринималась попытка воплотить классическое произведение В.Савина средствами кукольного театра.
По мнению режиссера А.А.Казаковой, дилогия – самое загадочное произведение В. Савина, которое заключает в себе много толкований. Но в данном случае, поскольку в сюжет кукольного спектакля попали все ключевые сцены из двух пьес, - общее содержание и тема мятущейся, ищущей души оказались внятно выражены со сцены, стали понятны зрителю.
Своеобразно исполненными оказались сами куклы: их лица - «безлики», словно вырезаны из белого мрамора, одеяния - свободные и тоже белые. Всё это позволяет считать: герои спектакля обитают в вне времени - в вечности. Привязка к времени и социальному происхождению учитывается лишь в костюмах персонажей, исполняемых «вживую». Этот приём одновременного нахождения на сцене кукол и живых актёров очень точен для данной постановки и к тому же чрезвычайно эффектен.
Кукольный театр в своём минимализме лаконичен: на фоне чёрного горизонта появляются откуда-то «из пустоты» руки в белых или красных перчатках, изображающие птиц в раю и языки пламени в преисподней, вырисовываются гротескные лики чертей, намеренно жизнеподобно (и комично одновременно) ведут себя односельчане Сюзь Матвея в аду… И при очень ярком «солнечном» свете возле стожка сена возникают как-то очень неожиданно живые герои – Остап и Марфа, которые безо всякого намёка на модные нынче чувственные страсти просто договариваются объединить свои трудные судьбы. Всё это, мне кажется, отвечает замыслу самого автора пьесы Виктора Савина.
Я размышляла, почему душа Матвея даже из рая стремится на землю? И после спектакля поняла: для того, чтобы познать чувство всепрощения, принять то, что прежде отрицалось, осознать силу любви…
Особенно сильное впечатление произвела на меня последняя сцена, в которой Сюзь Матвей после своих небесных скитаний завещает своим потомкам: «Жить надо тогда, когда ты на земле».
Удачное постановочное решение, убедительность актёрского исполнения отметила и режиссёр Национального музыкально-драматического театра Светлана Гениевна Горчакова, присутствовавшая на премьере.
Публикация о спектакле в газете "Йолога".
Следующий показ спектакля состоится 9 декабря в 14.30. Приглашаем всех желающих!